+7 (495) 225 12 61
+7 (804) 333 22 61
(бесплатно по России)
info@renam.ru

Протеин S

Протеин S является витамин К-зависимым гликопротеином и компонентом комплекса естественных антикоагулянтов Протеин С – Протеин S – тромбомодулин — тромбин -ингибитор протеина С. В этом комплексе тромбин выступает в роли активатора протеина С.

Протеин S действует как кофактор активированного протеина С и способствует инактивации факторов Va и VIIIa.

Протеин S существует в 2 формах — связанной и свободной. Около 65% его находится в связанной (неактивной) форме, образуя комплекс с C4b-связывающим белком (C4bBP). Свободная форма, в свою очередь, обладает активностью. Доля связанных и несвязанных форм регулируется наличием белка C4bBP.

Протеин S синтезируется в печени, эндотелиальных клетках и мегакариоцитах.

Дефицит протеина S наследуется по аутосомно-доминантному типу и значительно увеличивает риск венозной тромбоэмболии, особенно при гомозиготной форме наследования.

Гомозиготная форма дефицита протеина S встречается редко и представлена фульминантной (молниеносной) пурпурой новорожденных (форма ДВС-синдрома, характеризующаяся обширным кожным кровоизлиянием и некрозом кожи), которая  является фатальной, если вовремя не применяется заместительная терапия протеином S —  концентратом комплекса протромбина (PCC), который, помимо факторов II, VII, IX и X, также содержит протеины C и S.

Выделяют три типа наследственного дефицита протеина S (ПрS):

Тип Свободный ПрS Связанный ПрS Общий ПрS Антикоагулянтная функция ПрS
I Норма
II Норма Норма Норма
III Норма Норма

Существует вероятность того, что тип I и III являются фенотипическими вариантами одной и той же генетической мутации и деление на типы I и III, по крайней мере, в некоторых семьях, может быть некорректным. Уровни протеина S увеличиваются с возрастом, и это может частично объяснить эту фенотипическую изменчивость.

Многие случаи дефицита II типа при повторном исследовании оказывались мутацией фактора V Лейден.

Принципы методов определения протеина S

Методы определения активности протеина S могут быть функциональными или иммунологическими.

Функциональные методы измеряют только свободный (активный) протеин S.

Иммунологические методы измеряют как свободный, так и связанный протеин S.

1. Функциональные методы основаны на измерении АЧТВ, либо ПВ.

А) Метод, основанный на измерении АЧТВ:

Обедненная тромбоцитами плазма инкубируется при 37 ° С плазмой, дефицитной по протеину S, фосфолипидом, контактным активатором (например, каолином) и либо избытком активированного протеина C, либо активатором протеина С. После инкубации (обычно 1-4 минуты) добавляют кальций для инициирования свертывания. Фиксируется время, необходимое для формирования сгустка. Активность протеина S определяют по калибровочному графику, построенному с помощью плазмы-калибратора.

Б) Метод, основанный на измерении ПВ:

Плазма, дефицитная по протеину S, смешивается с испытуемой плазмой, активатором протеина S и тромбопластином с кальцием. Фиксируется время, необходимое для формирования сгустка. Удлинение времени свертывания пропорционально активности протеина S в образце плазмы. Активность протеина S определяют по калибровочному графику, построенному с помощью плазмы-калибратора.

Иммунологические методы измерения антигена общего протеина S основаны на ИФА (ELISA) или на анализе агглютинации латекса и должны обнаруживать протеин S независимо от уровня белка C4bBP.

Существует корреляция между антигеном свободного протеина S и функциональной активностью протеина S.  Однако при дефиците II типа иммунологический уровень протеина S нормальный, в то время как функциональная активность его нарушена.

Референсные значения протеина S для взрослых людей:

Мужчины> 73 Ед /л.

Женщины> 63 Ед /дл.

У новорожденных наблюдается низкий уровень протеина S (вместе со всеми витамин К-зависимыми факторами).

Что надо знать о протеине S:

1. Гомозиготный дефицит типа I протеина S легко диагностируется у новорожденных, так как при данном типе дефицита его уровень, как правило, невозможно обнаружить. Тем не менее, диапазон нормативных показателей для новорожденных очень широк и при гетерозиготной форме или при типе II и III дефицита может потребоваться повторное тестирование уровня протеина S через 6 месяцев. При подозрении на данные нарушения следует определить уровень протеина S у родителей.
  2. Тип II дефицита обнаруживается крайне редко.
  3. Функциональный анализ активности протеина S может привести к ложнонизким результатам в присутствии фактора V Лейден и при некоторых других причинах резистентности к активированному протеину С, в том числе при повышенном уровне ф.VIII в плазме.
  4. Прием прямых ингибиторов тромбина и других антикоагулянтов, влияющих на механизм действия протеина S, могут давать ложные результаты активности протеина S.
  5. Уровень протеина S снижается у пациентов с дефицитом витамина К и у принимающих антагонисты витамина K, например, варфарин.
  6. Уровень протеина S может быть пониженным во время беременности, у пациентов с заболеванием печени, при серповидно-клеточной анемии
  7. Дефицит протеина S был зарегистрирован у больных с ВИЧ-инфекций.
  8. Дефицит протеина S чаще встречается у японцев, чем у лиц европеоидной расы.

При подготовке раздела использованы данные научного сайта www.practicalhemostasis.com.

При копировании материалов с сайта ссылка на источник обязательна.
Политика в отношении обработки персональных данных